Конец дороги II: выбор off-road мотоцикла

27.12.2014
Первый опыт поездки на мотоцикле по бездорожью мало кого оставит равнодушным, а если выбор техники для офф-роад райда был верным, то полученные ощущения заставят переоценить те возможности, что предоставляют поклоннику двух колес такие виды мотоспорта как эндуро и мотокросс. Но человеку, малознакомому мототехникой для покорения бездорожья, прежде чем потратиться на кроссовик или питбайк, стоит узнать о классификации аппаратов для off-road.

Зачастую, преследуя цели сугубо экономические, новоиспеченный фанат бездорожья покупает более дешевый, в сравнении с эндуриком, кроссовый мотоцикл, чтобы гонять на нем на даче. А вскоре, с опытом покатушек, приходит осознание своей ошибки. Кроссовик, по причине отсутствия у мотора «низов», глохнет в топкой грязи; система охлаждения двигателя не справляется при работе двигателя на высоких оборотах и небольших скоростях, что приводит к перегреву мотора. И даже если все обойдется без серьезных последствий для техники и кошелька владельца, то райдер все равно теряет то удовольствие от поездки, которое можно получить, сделав правильный выбор. Продолжим классификацию мототехники для бездорожья.

Спортивные снаряды для мотокросса и эндуро

Предназначенные для участия в спортивном кантри-кроссе, мотоциклы класса «hard-enduro» создаются на базе кроссовой мототехники, что делает их похожими между собой. Но неправильно полагать, что световое оборудование, стартер и наличие ПТС у «эндуринов» является единственными отличием их «кроссовиков».

1.jpg

В сравнении с мотоциклами «двойного назначения», спортивную мототехнику характеризуют большая мощность и ощутимая, особенно на бездорожье, разница в весе. На дорогах общего пользования такую технику увидишь не часто, даже если это эндуро-мотоцикл с ПТС – до места соревнований ее катают в прицепе или микроавтобусе. По ДОПам ездить таких байках во-первых, небезопасно - кроссовая резина для грязи и песка на эксплуатацию на асфальте просто не рассчитана, во-вторых, будет дорого стоить – быстрее вырабатываемый моторесурс, частая замена моментально «съедаемых» асфальтом покрышек.

Ресурс спортивной техники, как эндуро, так и кроссовой, измеряется в мото-часах. Это значит, что часто официальный регламент техобслуживания предусматривает такие вещи как довольно частую замену масла, инспекцию двигателя и поршневой, замену поршня и колец через каждые сто мото-часов эксплуатации. Сфера применения хард-эндуро байков и кроссовой мототехники также диктует конструктивные отличия между этими мотоциклами.

2.jpg

Требования к высокой управляемости является причиной максимально острого угла рулевой колонки у «кроссовиков»; вылеты и приземления требуют «дубовых» настроек и большого запаса энергоемкости подвески. Настройки мотора рассчитаны на выдачу максимума мощности на повышенных оборотах в ущерб «моменту» в нижнем диапазоне. Система охлаждения двигателя облегчается по-максимуму; для снижения общей массы также широко используются алюминиевые детали. Передачи КПП у кроссовой мототехники сближены, также характерной особенностью является солидная высота байка по седлу, отсутствие подножки, электростартера, светотехники и прочих «излишеств».

Байки хард-эндуро не столь «прямолинейны» - их эксплуатация предусматривает несколько большую универсальность. Несколько другая геометрия рулевой колонки делает их более предсказуемыми и стабильными в управлении при движении на прямой. Более «покладистый» характер эндуро-байков выражен в «растянутых» передачах КПП; подвеска этого класса мотоциклов также достаточно энергоемка, но настройки ее более мягкие. У двигателя, особенно большой кубатуры, прорезаются «низы», охлаждение мотора часто усилено принудительной вентиляцией и радиаторами с большей площадью рассеивания тепла, что необходимо для медленного и нагруженного передвижения на топких участках трассы.

Казалось бы, даже оседлать «эндурина» проще – высота по седлу эндуро-байка зачастую ниже «кроссовика», но не стоит думать, что такой аппарат доступен каждому новичку для освоения. Любой спортивный эндуро-мотоцикл (даже с относительно небольшим объемом в четверть литра) - это снаряд, требующий от пилота определенного опыта и навыков управления. Где можно такие наработать? Освоить для начала малокубатурный софт-эндуро аппарат или купить питбайк

«Учебная парта» начинающего мотогонщика

Высокое искусство преодоления препятствий бездорожья лучше всего начинать осваивать на технике, которая прощает новичку многие ошибки. Лучшим вариантом для обучения, как и для дачных «покатушек» в компании друзей, становится питбайк. Несмотря на скромные габариты и вес, а отчасти благодаря им и широкой линейке модификаций, питы являются универсальными аппаратами для спортивных занятий и активного отдыха. Зачастую многозадачность и доступность этого класса мототехники становится фактором, определяющим выбор. 

3.jpg

Если вы новичок, и хотите непременно кроссовый мотоцикл или «кубатурный» эндуро-байк… Ваш выбор - это либо кроссовая мотошкола и занятия с тренером на треке мотодрома, либо софт-эндуро с кубатурой поменьше, поскольку даже «чекушку» в руках аматора по степени серьезности можно сравнивать с полулитровым «спортом» под управлением новичка-первосезонника.

Мотоцикл «двойного назначения» можно порекомендовать, когда основными задачами будет поездка до леса, получение своей порции порции адреналина и удовольствия, и счастливое возвращение домой. Если в гараже мотоцикл уже имеется и длительные поездки по асфальту не предполагаются – то софт-эндуро байк можно присматривать с выраженным спортивным уклоном. Распространенной ошибкой будет приобретение мощного off-road мотоцикла с серьезной кубатурой двигателя - кроме борьбы с бездорожьем владельцу придется бороться также с весом и «характером» техники, в то время когда его друзья-приятели вовсю отрываются на 250-кубовых байках. В общем, трезво оценивайте свои силы и помните, что по мере роста уверенности и уровня мастерства вы всегда сможете пересесть на более мощный байк. Удачного выбора и максимального удовольствия от райдинга!


Возврат к списку
Вверх