Экспедиция «Дорогами севера 2014»
11 сентября 2014 14:09
60
Мы уже опубликовывали фотоотчет об этой экспедиции на нашем сайт, и обещали, что в скором времени будет полный отчет от автора и организатора.
Читаем, вдохновляемся и смотрим.
Иванов Николай BMW1100 GS
Владимир Федорович автомобиль сопровождения Toyota Hilux
Кирюхина Анна фотограф.
Есть в нашей стране такие удивительные места, в которые хочется возвращаться снова и открывать что-то новое для себя.
Одним из таких мест для меня является Русский север. Прошлогодняя экспедиция на полуостров Рыбачий была очень интересна, но из-за технических неполадок одного из мотоциклов до мыса Немецкий, где расположен маяк, мы так и не добрались - пришлось вернуться в Мурманск.
Толчком к новой экспедиции под эгидой «Rolling Moto», предоставившей снаряжение и экипировку (Fly Racing, Vega, Nitro, Michelin), а также помощь в подготовке техники к непростым испытаниям, стало ежегодное мероприятие «Мотобухта», которое в этом году проводилось на Терском берегу Баренцева моря.
Неделя подготовки техники, ночной сбор – и в 08:00 под Переяславлем-Залесским мы встречаемся с Вадимом и Натальей на Honda Varadero. Ребята едут в Норвегию, и часть пути мы пройдём вместе.
Домчав по скучной, хорошего качества автомагистрали до Вологды, уходим на трассу до Вытегры. Состояние дороги меняется - асфальт волнами, местами ямы до 10 см. Но благодаря нашим длинноходным подвескам удаётся держать хорошую крейсерскую скорость в 120 км/ч. Самая приятная особенность этого маршрута – это почти полное отсутствие транспорта.
После Вытегры уходим восточным берегом Онежского озера на Медвежьегорск. На этом участке дорога ещё хуже, разбитый асфальт вперемешку с грунтовыми участками.
К ночи (правильнее сказать к белой ночи), пройдя 1200 км, прибываем в Медвежьегорск и размещаемся в гостинице.
На следующий день по шикарной трассе «Кола», пересекая Полярный круг, доезжаем до Кандалакши и уходим в сторону Варзуги.
Снова пересекаем Полярный круг, только в другую сторону, выскакиваем на укатанную грунтовку – скорость 100-120 км/ч. Подвески BMW уверенно «проглатывают» все неровности, мотор позволяет в любой момент ускорится и вытянуть мотоцикл из сложной ситуации… Toyota не отстаёт, такая дорога – её стихия!
Вокруг удивительные по красоте пейзажи: мачтовые сосны, белый мох, издалека напоминающий снег, и конечно Белое море.
Добираемся до места проведения мероприятия «Мотобухта», которое в очередной раз собрало сотни любителей мотопутешествий из разных городов и весей. В этом году местом проведения организаторы выбрали уникальный Терский берег, известный своими природными ископаемыми - аметистом и малахитом.
Те́рский бе́рег — название юго-восточного берега Кольского полуострова от устья Варзуги со стороны Кандалакшского залива Белого моря до мыса Святой Нос, выдающегося в Баренцево море близ города Островной. Общая протяженность Терского берега — приблизительно 500 км. Большая часть Терского берега находится за полярным кругом.
Примерно в XVI веке до н. э. тюлени, моржи, киты постепенно исчезают или сокращаются в числе, так как мелеет горло Белого моря, и охотники покидают берег. На побережье выходят и осваивают территорию протосаамы. Они селятся летом в устьях рек, где ловят рыбу. Оленей используют в основном как средство передвижения. В зимний период охотятся на оленей и ловят рыбу на озерах.
В XIV веке до н. э. карелы выходят на архангельский берег и постепенно продвигаются по направлению к Терскому берегу. Карельские племена дошли до Варзуги в XV веке и в 1419 году основали там свое поселение. Помимо охоты и рыбной ловли карелы занимались земледелием, сеяли рожь и овес. Но основным населением Терского берега до 14-15 веков оставались терские саамы.
Заселение славян происходило в три этапа: сначала шли новгородцы, затем ростово-суздальские переселенцы. На Терский берег бежали стрельцы. С VII по XII век переселенцы приходят на сезон в самые уловистые места. Их также привлекает охота на морского и пушного зверя. Они основывают сезонные поселения, которые к XII-XII векам превращаются в постоянные. Рядом с Кузоменью обнаружено два славянских погребения XII века. С начала XII века люди, живущие на побережье всего Белого моря, называли себя поморами.
На следующий день, прослушав сначала лекцию о богатствах данного места, доехали до Варзуги.
Осмотрели достопримечательности. С правого берега открывается прекрасный пейзаж на реку Варзуга. У местных рыбаков приобрели дикую сёмгу и вечером приготовили королевский ужин с ухой и запеченными в фольге стейками нежнейшей рыбы. Погода радовала теплом и солнцем, наполняя нас умиротворённостью.
Но впереди нас ждало ещё много интересного. Поблагодарив организаторов за душевную встречу, сворачиваем лагерь и выезжаем в сторону Мурманска. Лента великолепного асфальта бежит под колёсами, кругом постоянно меняющийся пейзаж – настоящая нирвана для мототуриста.
Экспедиция удачно попала в такой промежуток времени, когда солнце не садится за горизонт – полярный день в самом разгаре.
Докатили до Мурманска и остановились в мотогостинице в городе Кола. Хозяин Сергей как всегда встретил нас очень радушно и предоставил все условия для странствующих мотоциклистов: стоянку, душ, прачечную и кухню. На часах 2 ночи, солнце светит как днём, пробиваясь через плотные шторы мешает уснуть, мозг не готов воспринимать реальность того что ночи не будет!
В Мурманске достопримечательностей немного – памятник «Алёша» да атомный ледокол Ленин.
Мурманск – типичный портовый серый город.
Пополнив запасы, выехали в сторону полуостровов Средний и Рыбачий. По дороге заезжаем на мемориалы, посвящённые событиям Второй Мировой войны.
Через 100 км от Мурманска проходим военизированный КПП. Военные достаточно приветливы и сдержаны одновременно. Уточнили наш маршрут, проверили документы и пожелали приятного путешествия. Раньше проезд разрешён был только жителям Мурманской области, а гражданам из других регионов России только по спецпропуску. Связано это с размещением в данном регионе огромного количества стратегических объектов.
За КПП сворачиваем на полуострова Средний и Рыбачий. Асфальт закончился, началась грунтовая дорога – в основном скальник и песок. Через несколько километров останавливаемся на «Пьяном ручье» – живописное место, где река Титовка, каскадом спадая по огромным камням, стремительно несёт свои воды в Баренцево море. В реке водится такая рыба как: сёмга, горбуша, а также пикша, треска, камбала. Лов на реке только по лицензии. В 1920-1940 годах по реке Титовка проходила государственная граница между Советским Союзом и Финляндией.
Впереди нас ждал перевал. Природа становилась всё суровее. Встречаем знакомых с Мотобухты – мототуристов из Санкт Петербурга и Вологды, решаем ехать вместе. В итоге наша группа увеличилась на 3 мотоцикла.
Дорога на перевале по сравнению даже с прошлым годом значительно разбита – в основном всё проходим на газу. Из-под колёс летят камни, бьют по защите и мотоботам. Пейзаж сюрреалистичен – невысокие каменные холмы, местами лежит снег, а в низинах чистейшие озёра с талой водой. Растительность очень маленького размера и вся цветёт – здесь только началась весна, а всего лишь через месяц уже начнётся осень!
За одним из поворотов перед нами открывается снежная горка прямо у дороги. На улице плюс 26, а мы дурачимся в снегу!
Пройдя перевал, останавливаемся и разбиваем кемпинг на берегу Мотовского залива. Море холодное, солёное и чистое. Рядом течёт ручей Тёплый – в сравнении с морем он действительно теплее градуса на 3!
На следующий день мы планировали посетить музей на хребте Муста-Тунтури и объехать полуостров Средний западным берегом, но всё запланированное, к счастью, не реализовалось.
По дороге к музею нам встретились несколько небольших луж и один ручей, в котором я, промахнувшись с траекторией, чуть не утопил свой мотоцикл. Всё обошлось – BMW вывез меня и себя, несмотря на то, что вода была выше цилиндров, и после просушки воздушного фильтра и слива из аирбокса около литра воды, продолжил путешествие.
Самый северный участок фронта Второй мировой войны и единственное место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу России. На высоте «Погранзнак» после войны был установлен памятник, хорошо видный с дороги. На одной из высот Муста-Тунтури происходили события, описанные К. Симоновым в известной поэме «Сын артиллериста».
В истории Великой Отечественной войны очень немного фактов, когда, проявив исключительную стойкость и упорство, наши войска так и не позволили немцам решить свои стратегические задачи. Один из таких примеров – это Заполярье. Немцы рассчитывали силами горнострелкового корпуса «Норвегия» молниеносным ударом разгромить наши части, захватить полуострова Средний и Рыбачий, главную базу Северного флота Полярный, блокировать Кольский залив и овладеть Мурманском. Только побывав там, где ещё не стёрлись места боёв, учитывая суровый климат и сложный рельеф, понимаешь, в каких условиях русские воины сражались за каждый сантиметр территории.
Подъём на хребет «налегке» занял у нас порядка 30 минут, а наши солдаты зимой, по скользким камням и под обстрелом, поднимали боеприпасы и вооружение на боевые позиции, которые были не такие непробиваемые, как немецкие. Укрепления немецких войск очень основательные: и выложенные из камней траншеи, и выдолбленные в скалах комнаты с переходами в человеческий рост. Но даже такая заблаговременная подготовка не помогла высококлассным австрийским горным стрелкам взять высоту. Вечная память воинам, отдавшим свою жизнь за независимость нашей страны.
Спустившись с хребта, обедаем и отправляемся в путь. Нас ждут интереснейшие дороги полуострова Средний. Штурмуя броды, лужи и песчаные просеки на одной из развилок сворачиваем не туда. Попадаем на прибрежную зону, усыпанную каменными пластинками, вдобавок раскопанную военными. Штурмуем со страховкой спецучасток за 2 часа…
На выезде встречаем ещё двух мотоциклистов на Honda Varadero и BMW и проводника на квадроцикле, которые тоже свернули не туда.
Пилот на Honda Varadero вскоре пробил на камнях картер (у него не было защиты двигателя) и всем пришлось его чинить… Это я к тому, что и техника и пилоты в таких путешествия должны быть подготовлены основательно. Особое внимание нужно уделять экипировке – дороги здесь очень травмоопасны, и даже небольшое падение одного участника может привести всю группу к преждевременному окончанию экспедиции.
Вскоре, осмотрев одну из заброшенных батарей, мы подъехали к грязевому участку, штурм которого занял 2 часа. Но самая главная новость нас ждала впереди – дороги дальше нет! Причём навигатор утверждал, что мы на верном пути. И по рельефу мы понимали, что находимся на нужном нам мысе, на котором находятся «Два брата» – уникальная природная достопримечательность.
Вскоре, осмотрев одну из заброшенных батарей, мы подъехали к грязевому участку, штурм которого занял 2 часа. Но самая главная новость нас ждала впереди – дороги дальше нет! Причём навигатор утверждал, что мы на верном пути. И по рельефу мы понимали, что находимся на нужном нам мысе, на котором находятся «Два брата» – уникальная природная достопримечательность.