Инженерный феномен ZONTES 703-F: технический разбор

Команда IMED QTM Motosport продолжает углубляться в особенности новой линейки мотоциклов ZONTES. Члены команды на личном опыте проверяют, как ведёт себя техника на дороге. В этот раз у нас будет инженерный акцент – специалисты QTM решили разобраться в конструкции двигателя ZONTES 703-F и обнаружили ряд интересных решений.
Как питается мотор: инженерия впрыска
ZONTES 703-F оснащён уникальным 3-цилиндровым мотором. И уникальность его не в количестве цилиндров или каком-то особенном их расположении, всё намного глубже. Начав разбираться, инженеры команды много раз задавали себе вопросы в духе «Зачем оно сделано именно так?».
Заметно, что при разработке двигателя была проделана большая интеллектуальная работа, которая не считывается с первого взгляда. Например, в конструкции 3-цилиндрового двигателя используется 4 лямбда-зонда: по одному на каждый цилиндр и ещё один общий на выпуске. Почему именно так?
Будь у инженеров QTM возможность подключиться к шине и увидеть работу каждой лямбды на графике, вопрос можно было бы разрешить проще, но в сложившейся ситуации пришлось разбираться более сложными путями. В итоге появилась рабочая версия: блок управления может корректировать впрыск на каждом цилиндре по отдельности. Если это так, то это совершенно уникальный феномен и весьма особенное инженерное решение.
Вместе с тем, впускной тракт имеет большую длину и относительно малый диаметр. Дайте двигателю большее широкий впуск – и вместо 97 л.с. ZONTES 703-F смог бы получить в своё распоряжение 135 л.с., но производитель сознательно пошёл на ограничение мощности. Зачем?
Взамен двигатель стал выдавать гладкую работу во всём диапазоне оборотов, что значительно повысило стабильность всей системы.

Работа двигателя: живой опыт
В разных диапазонах оборотов ECU Motion по-разному регулирует работу двигателя.
ZONTES 703-F чаще всего эксплуатируется при 3500-7000 об/мин. В таком диапазоне наблюдается характерный звонкий звук двигателя и лёгкие вибрации на подножках. Но стоит повысить обороты до 7000-9000, и мотоцикл начинает чувствоваться намного бодрее, а звон и вибрации исчезают.
ZONTES 703-F спокойно разгоняется до 200 км/ч по данным GPS, а максимальная возможная скорость, указанная производителем, 220 км/ч.
Квикшифтер в базовой комплектации – то, что делает управление по-настоящему весёлым и динамичным. Его наличие позволяет принципиально изменить отношение к работе с КПП и двигателем.
Вячеслав Горбунов, инженер команды IMED QTM Motosport, был просто в восторге от того, что показывает двигатель на дороге:
«Тяга просто космическая во всём диапазоне. Первая сотня километров была настоящим открытием, я даже не верил, что так бывает: с 20 км/ч и со 2-й передачи тяга ровная до отсечки. И, честно говоря, я в режим Еco из Sport никогда не переключался. У спортбайка [ZONTES 703-RR c аналогичным двигателем – прим.ред.] характер такой же, ведь они различаются только набором звезд и одной передачей.»
ZONTES 703-F является сильным конкурентом среди одноклассников на рынке – кажется, будто аналогов по ощущениям от езды при такой цене у него просто нет.

Шасси и подвеска: кому подходит лучше всего
Мнения членов команды об эргономике мотоцикла полностью разошлись. Райдерский опыт сильно меняется в зависимости от комплектации райдера.
Идеальные габариты пилота ZONTES 703-F – рост в диапазоне 172-178 см и вес 85-100 кг. Тогда подвеска будет отрабатывать так, как задумано, ветровик будет отводить потоки ветра поверх головы, а ноги комфортно поместятся и достанут везде, где нужно.
Длинноходная мягкая вилка хорошо показывает себя в городе при прохождении лежачих полицейских, тротуаров и небольших перепадов высот. Однако на бездорожье при прохождении сыпучего грунта или песка показывает себя уже не так хорошо.
ZONTES 703-F – интересная модель, и команда IMED QTM Motosport может очень многое рассказать о его поведении. Читайте подробный обзор на мотогонки.ру о том, как инженеры предлагают доработать подвеску, а также подробно разбирают электронику у 703-F.
