Экспедиция «Дорогами севера 2014»

11.09.2014 Состав:
Иванов Николай BMW1100 GS 

IMG_1703.jpg

Владимир Федорович автомобиль сопровождения Toyota Hilux 

121.jpg
 
Кирюхина Анна фотограф. 

IMG_1327.jpg  

Есть в нашей стране такие удивительные места, в которые хочется возвращаться снова и открывать что-то новое для себя.
Одним из таких мест для меня является Русский север. Прошлогодняя экспедиция на полуостров Рыбачий была очень интересна, но из-за технических неполадок одного из мотоциклов до мыса Немецкий, где расположен маяк, мы так и не добрались - пришлось вернуться в Мурманск.
Толчком к новой экспедиции под эгидой «Rolling Moto», предоставившей снаряжение и экипировку (Fly Racing, Vega, Nitro, Michelin), а также помощь в подготовке техники к непростым испытаниям, стало ежегодное мероприятие «Мотобухта», которое в этом году проводилось на Терском берегу Баренцева моря.
Неделя подготовки техники, ночной сбор – и в 08:00 под Переяславлем-Залесским мы встречаемся с Вадимом и Натальей на Honda Varadero. Ребята едут в Норвегию, и часть пути мы пройдём вместе.
Домчав по скучной, хорошего качества автомагистрали до Вологды, уходим на трассу до Вытегры. Состояние дороги меняется - асфальт волнами, местами ямы до 10 см. Но благодаря нашим длинноходным подвескам удаётся держать хорошую крейсерскую скорость в 120 км/ч. Самая приятная особенность этого маршрута – это почти полное отсутствие транспорта.
После Вытегры уходим восточным берегом Онежского озера на Медвежьегорск. На этом участке дорога ещё хуже, разбитый асфальт вперемешку с грунтовыми участками.
К ночи (правильнее сказать к белой ночи), пройдя 1200 км, прибываем в Медвежьегорск и размещаемся в гостинице.

На следующий день по шикарной трассе «Кола», пересекая Полярный круг, доезжаем до Кандалакши и уходим в сторону Варзуги. 

_MG_0639.jpg

Снова пересекаем Полярный круг, только в другую сторону, выскакиваем на укатанную грунтовку – скорость 100-120 км/ч. Подвески BMW уверенно «проглатывают» все неровности, мотор позволяет в любой момент ускорится и вытянуть мотоцикл из сложной ситуации… Toyota не отстаёт, такая дорога – её стихия! 
Вокруг удивительные по красоте пейзажи: мачтовые сосны, белый мох, издалека напоминающий снег, и конечно Белое море. 

IMG_0708.jpg

IMG_0699.jpg

IMG_0712.jpg

IMG_1013.jpg

IMG_1023.jpg



Добираемся до места проведения мероприятия «Мотобухта», которое в очередной раз собрало сотни любителей мотопутешествий из разных городов и весей. В этом году местом проведения организаторы выбрали уникальный Терский берег, известный своими природными ископаемыми - аметистом и малахитом.

IMG_0767.jpg

IMG_0770.jpg

IMG_0771.jpg

IMG_0773.jpg

IMG_0777.jpg

IMG_0804.jpg

IMG_0922.jpg

IMG_0987.jpg
 
Те́рский бе́рег — название юго-восточного берега Кольского полуострова от устья Варзуги со стороны Кандалакшского залива Белого моря до мыса Святой Нос, выдающегося в Баренцево море близ города Островной. Общая протяженность Терского берега — приблизительно 500 км. Большая часть Терского берега находится за полярным кругом.

Первые люди появились на Терском Береге Кольского полуострова на рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. Археологи предполагают, что впервые начали осваивать его охотники за морским зверем. Они селились в основном в устьях рек на террасах. Занимались охотой на тюленя, моржа, кита, белуху. Также ловили морскую рыбу и сёмгу в реках.
Примерно в XVI веке до н. э. тюлени, моржи, киты постепенно исчезают или сокращаются в числе, так как мелеет горло Белого моря, и охотники покидают берег. На побережье выходят и осваивают территорию протосаамы. Они селятся летом в устьях рек, где ловят рыбу. Оленей используют в основном как средство передвижения. В зимний период охотятся на оленей и ловят рыбу на озерах.
В XIV веке до н. э. карелы выходят на архангельский берег и постепенно продвигаются по направлению к Терскому берегу. Карельские племена дошли до Варзуги в XV веке и в 1419 году основали там свое поселение. Помимо охоты и рыбной ловли карелы занимались земледелием, сеяли рожь и овес. Но основным населением Терского берега до 14-15 веков оставались терские саамы.
Заселение славян происходило в три этапа: сначала шли новгородцы, затем ростово-суздальские переселенцы. На Терский берег бежали стрельцы. С VII по XII век переселенцы приходят на сезон в самые уловистые места. Их также привлекает охота на морского и пушного зверя. Они основывают сезонные поселения, которые к XII-XII векам превращаются в постоянные. Рядом с Кузоменью обнаружено два славянских погребения XII века. С начала XII века люди, живущие на побережье всего Белого моря, называли себя поморами.


На следующий день, прослушав сначала лекцию о богатствах данного места, доехали до Варзуги. 

IMG_0881.jpg

IMG_0851.jpg

IMG_0852.jpg

IMG_0875.jpg

IMG_0839.jpg

IMG_0857.jpg

Осмотрели достопримечательности. С правого берега открывается прекрасный пейзаж на реку Варзуга. У местных рыбаков приобрели дикую сёмгу и вечером приготовили королевский ужин с ухой и запеченными в фольге стейками нежнейшей рыбы. Погода радовала теплом и солнцем, наполняя нас умиротворённостью. 

IMG_0916.jpg
 
Но впереди нас ждало ещё много интересного. Поблагодарив организаторов за душевную встречу, сворачиваем лагерь и выезжаем в сторону Мурманска. Лента великолепного асфальта бежит под колёсами, кругом постоянно меняющийся пейзаж – настоящая нирвана для мототуриста. 

IMG_1001.jpg
 
Экспедиция удачно попала в такой промежуток времени, когда солнце не садится за горизонт – полярный день в самом разгаре.
Докатили до Мурманска и остановились в мотогостинице в городе Кола. Хозяин Сергей как всегда встретил нас очень радушно и предоставил все условия для странствующих мотоциклистов: стоянку, душ, прачечную и кухню. На часах 2 ночи, солнце светит как днём, пробиваясь через плотные шторы мешает уснуть, мозг не готов воспринимать реальность того что ночи не будет!
В Мурманске достопримечательностей немного – памятник «Алёша» да атомный ледокол Ленин.
Мурманск – типичный портовый серый город. 

IMG_1053.jpg

IMG_1068.jpg

IMG_1107.jpg

IMG_1174.jpg

IMG_1109.jpg

IMG_1095.jpg

IMG_1231.jpg
 
Пополнив запасы, выехали в сторону полуостровов Средний и Рыбачий. По дороге заезжаем на мемориалы, посвящённые событиям Второй Мировой войны. 

IMG_1242.jpg  

IMG_1243.jpg

IMG_1252.jpg

IMG_1250.jpg

Через 100 км от Мурманска проходим военизированный КПП. Военные достаточно приветливы и сдержаны одновременно. Уточнили наш маршрут, проверили документы и пожелали приятного путешествия. Раньше проезд разрешён был только жителям Мурманской области, а гражданам из других регионов России только по спецпропуску. Связано это с размещением в данном регионе огромного количества стратегических объектов.
За КПП сворачиваем на полуострова Средний и Рыбачий. Асфальт закончился, началась грунтовая дорога – в основном скальник и песок. Через несколько километров останавливаемся на «Пьяном ручье» – живописное место, где река Титовка, каскадом спадая по огромным камням, стремительно несёт свои воды в Баренцево море. В реке водится такая рыба как: сёмга, горбуша, а также пикша, треска, камбала. Лов на реке только по лицензии. В 1920-1940 годах по реке Титовка проходила государственная граница между Советским Союзом и Финляндией. 

IMG_1264.jpg

IMG_1271.jpg
 
Впереди нас ждал перевал. Природа становилась всё суровее. Встречаем знакомых с Мотобухты – мототуристов из Санкт Петербурга и Вологды, решаем ехать вместе. В итоге наша группа увеличилась на 3 мотоцикла. 

IMG_1268.jpg

IMG_1288.jpg

Дорога на перевале по сравнению даже с прошлым годом значительно разбита – в основном всё проходим на газу. Из-под колёс летят камни, бьют по защите и мотоботам. Пейзаж сюрреалистичен – невысокие каменные холмы, местами лежит снег, а в низинах чистейшие озёра с талой водой. Растительность очень маленького размера и вся цветёт – здесь только началась весна, а всего лишь через месяц уже начнётся осень! 

IMG_1285.jpg

IMG_1286.jpg

IMG_1296.jpg

IMG_1310.jpg

IMG_1321.jpg

IMG_1331.jpg

За одним из поворотов перед нами открывается снежная горка прямо у дороги. На улице плюс 26, а мы дурачимся в снегу! 

IMG_1334.jpg

Пройдя перевал, останавливаемся и разбиваем кемпинг на берегу Мотовского залива. Море холодное, солёное и чистое. Рядом течёт ручей Тёплый – в сравнении с морем он действительно теплее градуса на 3! 

IMG_1367.jpg

IMG_1368.jpg

IMG_1388.jpg

IMG_1411.jpg
 
На следующий день мы планировали посетить музей на хребте Муста-Тунтури и объехать полуостров Средний западным берегом, но всё запланированное, к счастью, не реализовалось.
По дороге к музею нам встретились несколько небольших луж и один ручей, в котором я, промахнувшись с траекторией, чуть не утопил свой мотоцикл. Всё обошлось – BMW вывез меня и себя, несмотря на то, что вода была выше цилиндров, и после просушки воздушного фильтра и слива из аирбокса около литра воды, продолжил путешествие. 

IMG_1440.jpg  

IMG_1449.jpg

IMG_1452.jpg

IMG_1454.jpg

IMG_1462.jpg

Хребет Муста-Тунтури тянется в широтном направлении по берегу материка и обрывается скалами в море с северной стороны. В переводе с финского означает «Черная тундра». В крайней восточной части хребта находится единственный перевал, через который идет дорога на полуострова Средний и Рыбачий.
Самый северный участок фронта Второй мировой войны и единственное место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу России. На высоте «Погранзнак» после войны был установлен памятник, хорошо видный с дороги. На одной из высот Муста-Тунтури происходили события, описанные К. Симоновым в известной поэме «Сын артиллериста».


В истории Великой Отечественной войны очень немного фактов, когда, проявив исключительную стойкость и упорство, наши войска так и не позволили немцам решить свои стратегические задачи. Один из таких примеров – это Заполярье. Немцы рассчитывали силами горнострелкового корпуса «Норвегия» молниеносным ударом разгромить наши части, захватить полуострова Средний и Рыбачий, главную базу Северного флота Полярный, блокировать Кольский залив и овладеть Мурманском. Только побывав там, где ещё не стёрлись места боёв, учитывая суровый климат и сложный рельеф, понимаешь, в каких условиях русские воины сражались за каждый сантиметр территории.
Подъём на хребет «налегке» занял у нас порядка 30 минут, а наши солдаты зимой, по скользким камням и под обстрелом, поднимали боеприпасы и вооружение на боевые позиции, которые были не такие непробиваемые, как немецкие. Укрепления немецких войск очень основательные: и выложенные из камней траншеи, и выдолбленные в скалах комнаты с переходами в человеческий рост. Но даже такая заблаговременная подготовка не помогла высококлассным австрийским горным стрелкам взять высоту. Вечная память воинам, отдавшим свою жизнь за независимость нашей страны. 

65545.jpg

IMG_1473.jpg

IMG_1486.jpg

IMG_1493.jpg

IMG_1524.jpg

IMG_1528.jpg

IMG_1537.jpg
 
Спустившись с хребта, обедаем и отправляемся в путь. Нас ждут интереснейшие дороги полуострова Средний. Штурмуя броды, лужи и песчаные просеки на одной из развилок сворачиваем не туда. Попадаем на прибрежную зону, усыпанную каменными пластинками, вдобавок раскопанную военными. Штурмуем со страховкой спецучасток за 2 часа… 

IMG_1568.jpg

IMG_1587.jpg

IMG_1598.jpg

IMG_1615.jpg

IMG_1616.jpg

IMG_1618.jpg

IMG_1635.jpg

IMG_1641.jpg

На выезде встречаем ещё двух мотоциклистов на Honda Varadero и BMW и проводника на квадроцикле, которые тоже свернули не туда. 

IMG_1668.jpg

Пилот на Honda Varadero вскоре пробил на камнях картер (у него не было защиты двигателя) и всем пришлось его чинить… Это я к тому, что и техника и пилоты в таких путешествия должны быть подготовлены основательно. Особое внимание нужно уделять экипировке – дороги здесь очень травмоопасны, и даже небольшое падение одного участника может привести всю группу к преждевременному окончанию экспедиции.
 
Вскоре, осмотрев одну из заброшенных батарей, мы подъехали к грязевому участку, штурм которого занял 2 часа. Но самая главная новость нас ждала впереди – дороги дальше нет! Причём навигатор утверждал, что мы на верном пути. И по рельефу мы понимали, что находимся на нужном нам мысе, на котором находятся «Два брата» – уникальная природная достопримечательность. 

IMG_1682.jpg

IMG_1731.jpg

IMG_1732.jpg

IMG_1737.jpg

IMG_1751.jpg

IMG_1755.jpg

IMG_1758.jpg

Посовещавшись, принимаем решение вернуться немного назад. Снова преодолели грязевой участок (на этот раз мы прошли его быстрее) и остановились на ночлег на возвышенности. Разбив лагерь, мы поняли, что место мы выбрали уникальное - высокий берег, с зализанными ветром и водой камнями причудливой формы; к морю можно спуститься по камням как по ступенькам, заросшими мхом и цветущими растениями, между камней текут ручьи и маленькими водопадиками спадают в море; дно моря разнообразно по оттенкам - от тёмно синего до бирюзового; рядом находится заповедник «Айновские острова»; далеко видна Норвегия. За ужином красоты пейзажу добавили касатки, проплывающие недалеко. Владимир отправился на рыбалку и за пару часов поймал с десяток сельдей - по вкусу отличается от той, к которой мы привыкли. 

IMG_1789.jpg

IMG_1790.jpg

IMG_1792.jpg

IMG_1793.jpg

IMG_1795.jpg

IMG_1811.jpg

IMG_1813.jpg
 
На утро, найдя, наконец, правильную дорогу, мы доехали до «Двух братьев». Два Брата - скалы-останцы на побережье Баренцева моря. Это мистическое, овеянное саамскими легендами, место. 

IMG_1789.jpg

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Следующим пунктом и конечным пунктом нашей экспедиции был маяк, что находится на мысе Немецкий на полуострове Рыбачий. Прошлой осенью доехать до маяка не получилось в связи с техническими проблемами на одном из мотоциклов. Дорога преобладала каменистая, местами усыпанная булыжниками. Несмотря на сухую погоду, стоявшую уже несколько дней, было достаточно много крупных луж с очень непростым дном. 

IMG_1943.jpg

IMG_1950.jpg

IMG_1958.jpg

IMG_1980.jpg

IMG_1997.jpg

На одном из участков ехали по «солёной» отливной полосе. Спустя пару часов добрались до маяка. Сразу стало холодно и неуютно, с океана дул пронизывающий ветер. Да и сам океан, точнее Баренцево море, было неспокойным и тёмным по цвету. Почему то вспомнилось про трагедию подводной лодки «Курск»…

IMG_2060.jpg

IMG_2036.jpg

_MG_2040.jpg

IMG_2001.jpg
 
Погуляли по окрестностям, слазили на старый разрушенный маяк, отсняв несколько фотографий, поспешили в более комфортный центр полуострова.
Ощущения от того что побывал на краю земли, на берегу океана у меня лично были сумбурные - вроде бы долгожданная точка достигнута, но какой-то радости нет. Захотелось вернуться на тот уютный случайный берег где мы останавливались прошлой ночью. Вывод: не всегда конечная цель путешествия оставляет в твоей памяти самые яркие воспоминания.
На ночлег мы вернулись на берег Мотовского залива, где встретили большую группу питерских эндуристов. Нас встретили очень радушно и угостили крабом. 

Как бы ни было хорошо в путешествии, но приходится возвращаться домой. По дороге на «Пьяном ручье» собрали пакетов 10 мусора и вывезли до контейнеров в районе КПП. 

IMG_2124.jpg

IMG_2125.jpg

IMG_2127.jpg
 
Переночевав в городе Коле, выехали в сторону дома. Прощай Русский север!!! Спасибо за гостеприимство и хорошую погоду.
Обратно мы проехали западной стороной Онежского озера через Петрозаводск и Вознесенье, где переправились на пароме через реку Свирь.
Вечером нас встречали суетное Ярославское шоссе, много машин, людей и цивилизации. Но ты знаешь, что эти десять дней экспедиции будут ещё не один год радовать тебя воспоминаниями и провоцировать вновь собирать вещи, упаковывать мотоцикл и ехать за горизонт….





Возврат к списку
Вверх

Заявка на кредит

Товар:

[x] ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ